Особое внимание на уроках истории в старших классах уделяю развитию прогностических умений школьников. Таким образом у старшеклассников закладываются основы теоретического мышления, суть которого – сперва познать, затем преобразовать и, наконец, выбрать ту или иную точку зрения. На уроке создаю условия для свободы поиска учащегося, его раскрепощения и эффективной реализации им своего интеллектуального потенциала как в индивидуальной, так и в групповой форме работы. Только свобода поиска в сочетании с исследовательскими навыками полученными на практических занятиях, максимально приближают ученика к научному поиску и созданию реальных гипотез.
Широкое поле для аналитической деятельности как на репродуктивном, так и на прогностическом уровнях представляет работа с историческими источниками. Наиболее эффективным методом овладения учащимися прогностической деятельностью является проведение групповых и семинарских занятий, ориентированных на построение общественной модели, либо на осмысление альтернатив исторического развития. Работа в группах дает возможность продемонстрировать многовариантность исторических процессов, неоднозначность их понимания и трактовок. Тем самым школьники приучаются к плюрализму мнений и возможности компромиссного решения. Данная форма работы также подразумевает обращение к экспертным оценкам. В качестве экспертов могут выступать наиболее способные ученики, из состава которых формируется особая группа. Экспертная работа предполагает высокую эрудицию данной группы, а поэтому создание таковой возможно не в каждом классе. У нас в качестве экспертов выступают учащиеся из 11 класса: Сахипов Рустам, Минигалиев Ильгиз, Музафарова Светлана, из 10 класса: Карамов Илшат, Бадамова Лиана, Баширова Альбина, Хамитова Гузель, из 9 класса: Алиев Руслан, Тагрифуллин Ильнур, из 8 класса: Сираева Миляуша и Набиуллин Радион.
На уроках постоянно проводится словарная работа. Сейчас в новых учебниках почти после каждого параграфа имеется словарик. Учащиеся с помощью учителя записывают значение отдельных слов в свой словарь по истории, запоминают их значение и составляют с ними предложения.